|
|||
|
|||
Некрасов"Сюжет, конфликт и компоиция поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо""Поэма "Кому на Руси жить хорошо" задумывапась автором как поэма о народе и для народа. Некрасов хотел показать читателю картину пореформенной России. Вопрос, который волнует автора, задан им еще в стихотворении "Элегия": "Народ освобожден, но счастлив ли народ?" Именно эту проблему исследует автор в своей поэме. В основе сюжета лежит сказочный мотив поиска счастья. Завязка сюжета дана в "Прологе": семь мужиков из деревень с символичными названиями заспорили так, как могут заспорить только русские мужики ("Мужик, что бык, втемяшется в башку какая блажь -колом ее оттудова не вышибешь никак"). Предмет их спора вынесен в заглавие поэмы: "Кому живется весело, вольготно на Руси?" Образы мужиков-странников чрезвычайно колоритны, в них воплощены обобщенные черты русского народа: правдоискательство, интерес к жизни и ее глобальным вопросам, решимость бросить все ради поис-ка истины. Сказочность зачина подкрепляется и собст-венно сказочными персонажами - говорящей птичкой, скатертью-самобранкой. Традиционно и количество спорщиков: семь - число фольклорное. Мужики-странники - сюжетообразующие герои поэмы. В первой главе уточняются крите-рии, по которым собираются искать счастливого. Свя-щенник предлагает свое понимание, и мужики с ним соглашаются: В чем счастие, по-вашему? Но в понятия "покоя", "богатства" и "чести" предста-вители разных сословий вкладывают совершенно различное содержание. Таким образом, конфликт углубляется и становится многомерным. Глава "Поп" - первый этап пути правдоискателей по "Руси святой". Герой этой главы - простой сельский священник. Отвечая на вопрос странников, он рассказывает о судьбе сословия священнослужителей. По его словам, хорошо живется только высшему духовенству. Судьба сельского попа незавидна: его благосостояние зависит от приношений крестьян, а те сами еле перебиваются. Раньше же помещик материально обеспечивал жизнь попа. Времена изменились. В главе сказывается ироническое отношение крестьян к попу, соболезнования мужиков проникнуты иронией. В главах "Сельская ярмонка" и "Пьяная ночь" - кол-лективный главный герой. Для этих эпизодов характерна полифония. Реплики, мимолетные зарисовки разных представителей народа - вот основа композиции этих глав. Народ как бы сам говорит о себе. Надо сказать, что коллективный портрет представителей народа далек от идеального. Автор представляет как положительных обаятельных персонажей (Яким Нагой, вынес-ший из горящего дома не ценные вещи, а картинки), так и малосимпатичных типов (дворовый, гордящийся "господской болезнью", "подагрой называется"). Пред-ставление о счастье у измученного народа весьма убо-го. Крестьяне говорят, что для них главное счастье -в отсутствии несчастья. Счастливым считает себя солдат, выживший в двадцати сражениях, старуха, вырастившая "до тысячи реп". Такое понимание основного вопроса поэмы не устраивает ни автора, ни странников ("Эй, счастие мужицкое... проваливай домой!"). Обличителем существую-щих порядков становится Яким Нагой, облик которого воплощает в себе силу самой земли-матери. Объясняя Веретенникову, собирателю фольклора, причину русского беспробудного пьянства, он говорит: "Мы до смерти работаем, до полусмерти пьем". Тяжела работа крестьянина, но плоды каторжного труда не принадле-жат ему ("А как работа кончена, глядишь, стоят три долыцика: Бог, царь и господин"). Глава "Счастливые" одновременно трагична и иронична. Народ, руководствуясь своим пониманием нравственности, сам выдвигает счастливого - Ермила Гирина. В образе этого героя воплотились мечты народа о сильной личности, о заступнике. Спокойствие, уважение и почет Ермила заработаны трудом, честным и бескорысткым. Но оказывается, что Ермил - в тюрьме, а какое уж тут счастье? В истории про Гирина нашел отражение конфликт между нравственно высоким типом крестьянина и непреодолимой косностью, которая не дает таким людям жить счастливо. Глава "Помещик" посвящена другому социальному слою русского общества - дворянству. Представители знатного рода, предки помещика Оболта-Оболдуева -сплошь мошенники и воры, заполучившие свои титулы подобострастным угодничеством сильным мира, лестью, разбоями и грабежами. Для помещиков счастье - в праздности, роскоши, чревоугодии, самодурстве ("За-кон - мое желание! Кулак - моя полиция!"). Богатство помещика после реформ основано на поборах оброч-ных крестьян. Хваленая дворянская честь - не более чем спесь, которой оболты-оболдуевы тешут сами себя, крестьяне же относятся к ним с презрением, называя "прохвостами". Счастье дворян, основанное на предан-ности, уважении и труде крепостных, по мнению автора, утеряно навеки, а самостоятельно добиться благополу-чия помещики не в состоянии. Некрасов утверждает, что моральный упадок охватил все слои русского об-щества пореформенной России, в том числе дворянское сословие ("Порвалась цепь великая, порвалась, - рас-скочилася: одним концом по барину, другим по мужи-ку!"). Оболт-Оболдуев расписывает странникам, какой прекрасной была его жизнь раньше. Закон вседозволенности ("Кулак - моя полиция!") руководил раньше жизнью крестьян этого помещика. Времена изменились, и Оболт-Оболдуев вынужден ходить с пистолетом, опасаясь налетов крестьян. Отдельная глава в поэме посвящена судьбе русской женщины-крестьянки - одной из постоянных тем поэта. Судьба Матрены Тимофеевны тяжела и трагична: унижения в семье мужа, горькая судьба солдатки, гибель сына Демушки, издевательство лекарей над трупом мальчика, пожары и неурожаи. Матрена Тимофеевна бросает странникам упрек: "Не дело между бабами счастливую искать". Она горько констатирует: "Ключи от счастья женского заброшены, затеряны у Бога самого..." Но для Некрасова важно изобразить характер русской женщины - стойкий, прекрасный, сильный, любящий. Конфликт заключается в нерешенности проблем, связанных с социальным укладом и женской долей. Особое место в главе о судьбе русской крестьянки занимает рассказ о Савелии, богатыре святорусском. Некрасов проводит идею о долготерпении русского народа (крестьяне долго терпят надругательства и самодурство управляющего Фогеля) и сокрушительной силе возможного протеста - русском бунте ("Наши топоры лежали до поры"). Савелий считает клеймо каторжника знаком духовной свободы ("Клейменый, да не раб"). Некрасов восхищается силой героя, сравнивая его с былинным "богатырем святорусским". Тема рабства занимает централъное место в главе "Последыш". Бывшие крепостные крестьяне, подцавшись уговорам молодых дворян, играют спектакль перед старым барином Утятиным, притворяясь, что ника-кой реформы не было. Порядок дворяне понимают следующим образом: помещик - отец родной, крестьяне - его дети. Глава "Последыш" - пародия на такие отношения. Автор затрагивает в этом эпизоде сразу несколько проблем. Он говорит и о неистребимости дворянского сознания собственничества, и о непримиримости интересов дворян и крестьян, и о привычном раболепии последних. Но с другой стороны, Некрасов восторгается остроумием, смекалкой и выдержкой крестьян. Последняя глава - "Пир на весь мир" - не должна была заканчивать поэму. Но это последнее, что успел написать автор. Поиски счастья не закончены, вопрос остается открытым. Но в этой главе все же появляется герой, которого автор считает счастливым, - Гриша Добросклонов. В образе Гриши автор отразил судьбы и мысли революционеров-демократов. Конфликт между мечтой о счастье и действительностью несколько преображается, потому что в этике революционеров-демократов отсутствовали понятие "покой" и "богатство". Честь же понимается как беззаветная преданность народу. Признавая Гришу счастливым, Некрасов говорит о том, что и странники согласились бы с тем, что отыскали-таки счастливого человека ("Быть бы нашим странникам под родною крышею, если б знать они мог-ли, что творилось с Гришею"). Но в этом случае подменяется понятие счастья , о котором говорится в нача-ле поэмы. Вместе с образом Гриши в поэму входят "новые несни". Смысл их - в воспевании грядущего народного счастья. Судьба Гриши ("чахотка и Сибирь") счастливая, потому что жизнь его подчинена служению народному счастью. Особое место в композиции поэмы занимают легенды, рассказанные странниками. "Легенда о Якове верном, холопе примерном" повествует о бунте против барина, но насилие Якова оказывается направлено против самого себя. "Легенда о двух великих грешниках" поднимает тему искупления греха. Традиционная для фольклорной литературы религиозная тема решена Некрасовым поновому: разбойник Кудеяр получает прощение, когда убивает злодея - пана Глуховского. Поэт утверждает, что насилие над злодеем оправданно. Эта мысль становится одной из ведущих заповедей русских революционеров градущих поколений. Поэзия Некрасова оказала огромное влияние на формирование русской революционной интеллигенции, на самосознание русского народа. Вопрос, вынесенный в заглавие поэмы, стал одним из вечных вопро-сов российской действительности.
|
|||
![]() |