|
|||
|
|||
Некрасов"Жанровое своеобразие поэмы Некрасова "Кому на Руси жить хорошо""В целом поэма "Кому на Руси жить хорошо" отвечает классическим требованиям, предъявляемым произведениям смешанного лиро-эпического жанра: повествовательная характеристика деиствующих лиц и их оценка лирическим героем, в сравнении с эпическими жанрами сюжет сжат, пунктирен, огромна роль лирических отступлений. Жанровое своеобразие поэмы продиктовано це-лью, которую ставил перед собой автор, - показать широкую картину послереформенного русского об-щества. Роль лирического героя в произведении "доверена" семи мужикам, с которыми читатель знакомится уже в прологе. Крестьяне задаются вопросом: "Кому на Руси жить хорошо?" - и отправляются в странствие с целью найти на него ответ. Путники внимательно выслушива-ют мнения тех, кого встречают в ходе своего путешествия, наблюдают различные картины русской жизни (главы "Помещик", "Крестьянка", "Пир - на весь мир"), сами участвуют в событиях (глава "Счастливые"), а главное, являются одновременно сюжетообразующим элементом произведения (тема путешествия) и выразителями авторской оценки описываемых сюжетов (мет-ким словом, ярким сравнением). Некрасов опирается на мировую и русскую традиции правдоискательства, паломничества. Поэма вовлекает читателя в общенародную мистерию, где жизнь соединяется со сказкой, своеобразное социологическое исследование - с игрой-импровизацией. Автор использует сказочные элементы (пролог, скатерть-самобранка, сказочные формулы) для того, чтобы народу (а именно ему в первую очередь и была адресована поэма) были понятны и близки высказанные поэтом мысли. Определенная самостоятельность глав, связанных сюжетно только образами странников, определяется установкой Некрасова на создание коллективного, со-бирательного портрета русского народа. Многоголосие поэмы также подчинено этой задаче. Примером может служить глава "Сельская ярмонка". Перед взором читателя проходят многочисленные об-разы русских крестьян: Вавила, пропивший деньги, на которые хотел купить внучке подарок; Яким Нагой, вынесший из горящего дома картинки; "злющая старо-обрядка", которая в "бабьих красных юбках" видит знак беды; дворовый, заработавший господскую болезнь - подагру, и многие другие. Автор включает в поэму традициоиные фольклорные жанры: легенду ("Легенда о двух великих грешниках"), былину ("Савелий, богатырь святорусский"), народные песни ("Солдатская", "Барщинная", "Соленая"), сказку, пословицы и поговорки. Некрасов создал социально-философскую поэму, основу которой составляют размышления о "вечных" проблемах - счастье, свободе, покое. Многоликий образ русского народа, нисколько не идеализированный Некрасовым, дает представление как о русском крестьянстве пореформенной поры, так и о национальном русском характере в целом.
|
|||